Николай Фоменко – знаковая персона для российского коммерческого радио. В 90-х все созданные при участии популярного актера и музыканта программы становились национальными хитами. Джинглы с шутками Фоменко, которые приучили поклонников «Русского радио» слушать рекламу до самого конца, цитируют до сих пор. Весной 2017 года шоумен начал новый проект – на свои средства создал юмористическую интернет-радиостанцию Fomenko Fake Radio, слоган которой #нисловадлягопников. Радиоведущие.ру встретились с Николаем Фоменко перед юбилейным концертом бит-квартета «Секрет» в Crocus City Hall и поговорили о настоящем и будущем радиостанции.
Fomenko Fake Radio полгода. Чего удалось добиться за это время? Оправдываются ли ожидания на миллион интернет-слушателей к Новому году?
— Миллион будет. Мы взяли паузу и специально не занимаемся продвижением станции. Промоушн надо делать либо активно, либо не делать вообще. Зато мы «набили» большое количество часов эфира. Сейчас у нас порядка 120 часов вещания.
Ваша радиостанция не вписывается ни в один традиционный формат. Это сработает?
— Мы делаем специфическую станцию, которой нет аналогов. Да, такого формата не существует. Он выдуман из головы от начала и до конца, как, впрочем, и некоторые форматы, которые есть сегодня в FM-диапазоне. Я считаю, что многие из них мы создавали первыми в нашей стране. Сегодня уже 25 лет, как их повторяют. Это просто смешно на мой взгляд.
Получается Fomenko Fake Radio – это творческий эксперимент?
— Нет, это не творческий эксперимент. Если покопаться, всегда можно найти некий первоисточник. Это и шоу «Монти Пайтон», и вообще юмор образца 80-х годов. Принцип – чистый фейк от начала до конца. Новый взгляд на рекламу и так далее. Ничего серьезного вообще. Но это юмор. Это никоим образом ни сатира и ни пародия.
Жизнь в нашей стране, к сожалению, вся состоит из пародий и сатиры. А вот юмора мало. Нам кажется, что на Fomenko Fake Radio есть юмор. В общем, мы пробуем, ищем.
А для кого вы делает радио?
— Вообще общество, на мой взгляд, поделено на мещан и не мещан в пропорции 95% и 5%. В системе координат нашей радиостанции находятся вот эти пять процентов, может, чуть больше.
Это горожане, с высшим образованием, может аспиранты, с ироничным взглядом на жизнь. Люди современные. Им может быть и 25, и 35, и 50 лет, но у них хорошая реакция, они начитаны и хорошо знают русский язык.
Модель нашей станции не сложная, не стоит её подробно разбирать. Просто зайдите на сайт fomenkofm.ru или скачайте приложение для телефона и слушайте всё подряд.
Но это только часть контента, потому что в будущем мы задействуем ещё и видео. Вот (показывает ролик в телефоне). Большое количество юмористических видеороликов уже отсняты. Всё это лежит в полной готовности и ждёт своего часа.
Я могу сказать, что скоро мы начнем по-настоящему большой проект. Есть договоренность, что наша станция будет находиться внутри большого холдинга, которым руководит Юра Костин (генеральный директор холдинга ГПМ Радио – прим. Радиоведущие.ру).
Неожиданно! Но у ГПМ Радио уже есть две успешные юмористические радиостанции Юмор FM и Comedy Radio….
— Дело в том, что Fomenko Fake Radio не подпадает под систему координат, о которой вы сейчас сказали. Наша станция не будет выходить в FM-формате ни при каких обстоятельствах. FM, к большому сожалению, — это сбитый летчик. Хотя неизвестно, как долго он будет падать.
Значит, Fomenko Fake Radio войдет в пул радиостанций портала Радио 101?
— Да, в семейство Радио 101. Если всё сложится, мы это будем всячески промотировать. Надо отдать должное команде ГПМ Радио, они большие профессионалы и хотят опробовать силы на новом, на предложенном нами материале.
Но, условно говоря, то, что мы делали в свое время на «Русском радио» с Архиповым и Кожевниковым, тоже было новым и неожиданным: утреннее шоу «Доброе утро, Вьетнам!», вечернее шоу «Русские гвозди», джинглы, которые мы сделали. Многие по-прежнему пытаются повторить, но, к сожалению, это ручная работа.
Каждый, кто делает радио, постоянно мониторит эфир – что плохо звучит, чего не хватает. Как часто вы слушаете свой продукт?
— Вообще не слушаю.
Вот как! Вас как слушателя всё устраивает?
— У нас в эфире звучит музыка на финском, шведском, румынском, корейском. Будет хит-парад этой музыки, возможно, добавятся новые рубрики. Но, главное, как я уже сказал, то, что у нас появится качественный видеоряд, джинглы будут поддержаны видео.
Вы фирменно звучите. Кто программирует радиостанцию?
— Мы делаем радио, как делают телевидение. Есть структура, последовательность элементов, которую мы соблюдаем и пишем сразу чистовой вариант эфира. Программы идут друг за другом.
У нас нет готовых текстов. Это импровизация, кроме классики, поэзии, новостей флоры и фауны. Плюс сериалы есть. Там прописанный текст, который мы исполняем. А всё остальное – импровизация.
А как проходит работа?
— Сидит звукорежиссер, мы пишем. Скажем, идет импровизация три с половиной минуты. Потом джингл, отбивка, и мы опять «входим» в эфирную запись с другой программой. Понимаете, смысл? У нас почти сразу получается готовый к эфиру продукт.
Надо сказать, у нас великие звукорежиссеры, которые работают со мной с 94-го года. Они всё сразу сводят, делают фон, звуки. Потом чуть доводят до ума, вырезают какие-то сбои и отдают Михаилу Иконникову, который руководит эфиром, программирует. Вот такая технология. В эфире звучат три голоса: Юлия Авшарова, Алексей Неклюдов и Николай Фоменко.
Почему вы взяли именно этих артистов?
— Потому что я их хорошо знаю, знаю их чувство юмора, великолепные актерские возможности. Потому что нам вместе интересно.
Они, как и вы, занятые люди. Для того чтобы вырвать их на запись, вероятно, приходится потрудиться?
— Вам кажется. Надо просто уметь договариваться. У нас все хорошо организовано.
Ваши забавные ролики с проекциями на зданиях вернутся, когда начнется активное промо?
— Мы думаем об этом. В таких вещах надо тонко понимать, готовы ли люди в данный момент. Условно говоря, в стране выборы в марте месяце, сейчас нет смысла ничего вывешивать. Человек просто зашорен. То есть летом ему интересно смотреть проекции на зданиях, а зимой, например, — нет. Я условно говорю, но в принципе есть такая закономерность. У нас идей вагон. Мы знаем, как их осуществить. Не волнуйтесь, мы удивим.
Не планируете хотя бы иногда вести прямой эфир?
— Мы будем делать эфир и сразу вешать видосы. Это будет такая параллельная конструкция. Все наши актерские работы будут поддержаны видео. То есть герои, которых вы пока только слышите, будут реально сидеть в студии.
Вы делаете радиостанцию на собственные средства. Писатель-сатирик Андрей Кнышев сделал радиостанцию «Чипльдук», которая звучит в интернете с 2007 года. У них на самоокупаемость выйти не удалось. Сейчас собирают пожертвования на новую аппаратуру. Как долго выдержите вы?
— Думаю, мы уже выдержали. Мы хорошо понимаем, что будет дальше.
А что касается других проектов… Понимаете, для каждого проекта своё время. Для юмористических проектов это особенно важно. В них есть очень тонкая грань – где перебрать, а где не добрать. Мало людей, кто её по-настоящему чувствует. В результате, либо смешно только для авторов, либо получается другая крайность и уходишь в попс, как в Comedy. Там юмор на поверхности. Я его называю «кобыляцкий». В общем соблюсти эту золотую середину очень трудно, но, если ты её чувствуешь, — это работает. Любая успешная станция держится на личностях. Обманывать себя не нужно.
А не проще было не делать радио, а возобновить свои успешные FM-проекты?
— Да, поймите вы, у меня нет никакой ностальгии по радио. Fomenko Fake Radio — это такая проверочная работа, которая мне очень любопытна с точки зрения психологии.
Мещанство, которое накрыло нас сегодня, не приемлет «Русские гвозди». Мещане не способны это слушать. Они в большинстве не свободные люди. У них есть свое представление о культуре, о пошлости, свое представление о ханжестве.
Они любят музеи под названием «Мега» и Walmart. Это их жизненные музеи. Они стремятся только приобретать. Это такая глобальная Эллочка Людоедочка. Донести до них сегодня свободный юмор невозможно. Фразу «срочный педикюр кармы» им не объяснить.
Но, Николай, вы же сами когда-то работали для большинства?
— Больше не хочу. Да, я один из провокаторов этой истории, к сожалению.
От какого из FM-проектов вы получали самый большой кайф как артист?
– «Доброе утро, Вьетнам!». Тогда было свободное радио. Я ставил в эфир всё, что хотел, делал, что хотел на всю страну. Понимаете, никто меня не дергал.
Хотя иногда приезжали со мной разбираться. Были всякие смешные вещи. Я в эфире желал всем «творческих узбеков». Помните эту историю? Приехали из узбекского посольства. Я был персоной нон грата в Узбекистане два года. Меня заставляли извиниться перед узбеками. Я не извинился. Сегодня, наверное, дело бы завели.
А сейчас все думают, что можно сказать, а что — нельзя. А ведь списка-то никто никому не выдавал. Где это прописано?! Люди зажаты в узкие ханжеские рамки, которые сами себе придумали. Их никто не заставлял. Они сами в них залезли, понимаете?
Какой месседж вы хотите донести своей радиостанцией до всех?
— Свобода каждого человека заканчивается там, где начинается свобода другого человека. Поэтому не надо учить друг друга жить. Не надо рассказывать кто, кого, куда, кто лучше, кто кого больше любит, кто настоящий, а кто нет. Это фуфло заканчивается ровно через два-три года. Оно закончится. Эта ярость, немыслимая ненависть друг к другу, крики, ор, бешенство – всё закончится.
Помяните мое слово. Следом за мной придет новое поколение людей, которые будут создавать, понимать и слушать Fake Radio, которое мы делаем сегодня. Я просто делаю, как обычно, первый бросок шайбы в матче, который состоится лет через десять. Так было со мной всегда. От FM до Формулы 1. Обычная работа.
А читателям Радиоведущие.ру скажу. Не повторяйте то, что было 20 лет назад, всё равно ни фига не получится. Делайте своё! Будьте в эфире свободными, вот и всё. У вас получится в сто раз круче, чем у меня. Просто расслабьтесь. Полный газ!
05.11.2017